Ода Родам

возрождение традиций повивального дела

Рождение человека с разных точек зрения

Круглый стол «Культура повивального дела в России», 9.12.2006г

Т.А.Малышева. Акушер-гинеколог. Доктор философских наук.

На тот путь, по которому мы все вместе с вами идем, я встала не так давно. А вначале я была обыкновенным советским врачом. И когда я познакомилась со всеми теми представлениями, о которых здесь уже много говорили, конечно, мое отношение к собственной работе изменилось очень сильно.

Сторонники повивального искусства и обыкновенные врачи академической медицины, действительно, смотрят на явление родов с разных сторон. И я решила начать с точки зрения врачей, с точки зрения медицины. Поскольку я немножко зануда, то люблю покопаться в словах, в терминах. Давайте покопаемся вместе.

Правильно сказала , что в родах важна в первую очередь не столько сами роды, сколько беременность. Беременность – как . Я двумя руками «за». Давайте начнём с вопроса: что же это такое - беременность? Сначала я стала искать в словарях определение беременности. Оно везде идентично, во всех словарях: в медицинских и не медицинских. Так, в словаре физиологических терминов следующее определение: "Беременность - это физиологический процесс в организме женщины, при котором из оплодотворенной яйцеклетки развивается плод". Все прекрасно. Раз физиологический, посмотрим слово "физиология". В переводе с греческого “physis” - это природа, в сложных словах означает: относящийся к природе, природным свойствам, к физическим фактам. А физиология - это греческое “physis” плюс греческое “logos” - учение. Читаем: "Физиология - медико-биологическая наука, изучающая жизнедеятельность целого организма и его частей, систем, органов, тканей, клеток, и выявляющая причины, механизмы и закономерности жизнедеятельности организма и его взаимодействия с окружающей средой". Механизм! Вот, в определении заложен жесточайший материализм, речь идет только о ме-ха-низ-мах. Да, может быть вот именно из-за этого наука медицина и рассматривает человека на этапе внутриутробной жизни, как неодушевленный предмет.

Я не преувеличиваю. Я взяла свой старый учебник акушерства, который издан еще в 1986 г. под редакцией профессора Бодяжиной В.Н. - это ведущий профессор акушер-гинеколог Советского Союза. И там мы открываем третью главу, и читаем название: "Плод, как объект родов". Далее в этой главе написано: "Во взаимосвязи между матерью и плодом участвуют биохимические, иммунные, нервные, эндокринные и другие механизмы". Кругом одни механизмы, Человека нет. Объект, опять же смотрим в словаре: от латинского “objektum”: "предмет, материальное или идеальное явление, ставшее предметом познавательной деятельности субъекта". Так что плод - это у нас объект, что значит - предмет. А если мы посмотрим насчет механики, так это искусство построения машин. И у нас механизмы везде: и в определениях физиологии, и в учебниках по акушерству. А механизм, согласно словарю, - это система звеньев для преобразования движения.

Вот тут всё и становится ясно. Мысль имеет воздействие. Слово «работает» еще сильнее. А то, что написано - как действует? Не вырубишь топором. Вы понимаете, на протяжении многих десятилетий, всем врачам в медицинском институте, можно сказать просто "зомбируют мозги": роды - это механизм, а плод - это объект, неодушевленный предмет. А тогда что мы хотим от медицины? Чего от неё можно ждать? В сегодняшнем акушерстве мы имеем то, что там заложено. На основании этих принципов составлены министерские приказы, на основании этих принципов работают женские консультации, и на основании этих же принципов работают родильные дома. Отсюда понятна природа общепринятого выражения в родильном доме: "ведение родов". "Вести" можно автомобиль, а роды - это, как вы знаете, процесс природный, естественный. И вообще, рождение человека – явление природы. Но врачи об этом не знают, их просто этому никто не учит. Вот это и грустно, и печально, и поэтому мы имеем то огромное множество проблем, которые заставляют нас поднимать данные вопросы.

В женской консультации действует "изумительный" приказ министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.02.2003г. "О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи", где говорится, что перед врачом стоит задача искать инфекции: хламидии, микоплазмы, сифилис, гонорею, искать пороки развития плода. При беременности 16 недель все должны сдавать кровь на альфа-фетопротеины. А потом бегают и трясутся, а вдруг родится урод? За время беременности женщина должна сделать десять посещений к врачу, сдать десять анализов мочи и т.д., и т.п. Я несколько раз прочитала этот приказ и просто пришла в уныние: там нет ни слова о душе, ни слова о духе, ни слова о Человеке. 

Из зала: - Как отследить развитие души в четыре недели? Какая душа?

Мы много лет уже живем по этой программе, и, к сожалению, за время советского периода уже три-четыре поколения в каждом Роду родилось в таких условиях, в представлениях об отсутствии духа и души, и с отношением к новорожденному, как к предмету. Что мы хотим после этого?

Вот, например, любопытная цифра: статистика отказов от детей. В роддоме, где я раньше работала, недавно я уволилась оттуда, есть юрист, который оформляет все эти отказы. И однажды я просто из любопытства спросила: "А вы можете мне дать статистику, сколько было отказов от детей за пять последних лет?" Оказалось от 50 до 250 детей за год, т.е. количество отказных детей выросло в пять раз, и это только в одном роддоме. А когда в этом году я к ней подошла и спросила: «За последний год, какая у вас цифра вышла. Мне просто интересно, куда дальше процесс идет?» Но она ответила: "Теперь, это закрытая информация, нам запретили сообщать эти данные кому бы то ни было, кроме главного врача и высших инстанций".

Бывает ещё в роддоме например, такая типичная, банальная, но очень грустная ситуация. Сейчас мы живём в условиях страховой медицины, и финансирование идет по так называемым "стандартам". Например, стандарт «спущенный сверху» - пребывание беременной женщины в дородовом отделении в среднем неделя, 7 дней. Поступает женщина в дородовое отделение, примерно через неделю она должна родить. Проходит неделя, но роды не наступают. А что же дальше делать врачам? Выгнать женщину нельзя, она должна рожать, а финансирование на нее больше не поступает. Из своего кармана кормить и лечить? Самим не хватает. Что им остаётся делать? Происходит стимуляция родов, и беременность быстренько заканчивают. Понятно, почему ещё мы оказались в таком тупике?

И снова я начинаю копаться, перебираю горы литературы. Опять же, я не хочу обвинять медицину в злом умысле. Но развитие современной науки шло медленно, начиналось с крайне примитивных методов. В роддоме 15 базируется кафедра акушерства и гинекологии санитарно-гигиенического института. И вот там, я увидела книгу 1883г. издания: "Медицинский отчет С-Петербургскаго родовспомогательного заведения". Я попросила эту книжку, посмотрела её, и мне опять стало грустно. Там приводится научная статья "К вопросу об отпадении пуповины у новорожденных". В этой статье при оценке состояния матери использовались термины: "здорова" или "слаба", а в графе "особые заметки": "ребёнок нездоров". Представляете себе научное определение: этот ребенок здоровый, а этот больной. Ну конечно, такой подход примитивен до бесконечности. Вот какая была наука на данном этапе.

Кроме того, в течение последних трёх столетий в западной науке господствовала ньютоно-картезианская парадигма - мировоззрение, основанное на трудах Исаака Ньютона и французского философа Рене Декарта, где физика завоевала себе ведущую роль среди прочих дисциплин. Механистическая модель Вселенной была узаконена и в таких областях науки, как биология и медицина.

На протяжении XX века физика сделала большие шаги вперед, она претерпела радикальные изменения и преодолела механистическую точку зрения на мир. Если очень кратко, то нам надо вспомнить Эйнштейна, который вывел знаменитую формулу: E=МC2, т.е. "энергия равна массе, умноженной на скорость в квадрате". Таким образом он уже опроверг старую парадигму, когда считалось, что есть вакуум, и есть материя, и больше ничего нет. А он открыл обратимость процессов: энергия может переходить в материю, а материя - в энергию. Физики сейчас доказали, что электрон, например, в одних условиях эксперимента может вести себя как вещество, т.е. материя, а в других условиях он может вести себя как энергия, волновой процесс. То есть, старая парадигма уже умерла, но, тем не менее, медицину сдвинуть с места пока очень сложно.

В отношении новорожденных и внутриутробных плодов. В связи с тем, что у них нервные волокна и клетки мозга не покрыты так называемой миелиновой оболочкой, ещё в XIX веке было сделано заключение, что они не способны к восприятию. В официальной медицине все время звучит мысль, что у плода и новорожденного незрелая центральная нервная система, и он не способен к восприятию. А если ребёнок не способен к восприятию, то какая может быть обработка информации? Поэтому и умерли все древние представления о беременности и с ними . Все свелось к тому, что новорожденный - это "чистая доска", так называемая "tabula rasa". И записывать на ней можно уже позже, когда человек родился, когда у него миелиновая оболочка покроет клеточки мозга и нервные волокна - только тогда у него начинаются психологические процессы.

Но современные исследования сознания, поставляют нам многочисленные свидетельства того, что опыт и внутриутробной жизни, и биологического рождения записывается у ребенка в подсознании, формирует характер человека и психологические особенности личности. Всем вам хорошо известны работы и Станислова Гроффа, и Дэвида Чемберлена, и теперь ещё Шамиля Ташаева. Они все демонстрируют в своих работах, что в "необычном состоянии сознания" возможна так называемая "возрастная регрессия", т.е. когда человек возвращается в свое прошлое, и может повторно переживать события внутриутробной жизни, своего рождения, и раннего детства. Наука перинатальная психология существует уже более 20 лет, и утверждает, что внутриутробная жизнь - это период, который формирует человека и от этого зависит вся его дальнейшая жизнь. На основе нее развивается перинатальная педагогика, помогающая более осознанно подходить к общению с внутриутробным ребенком.

Но консерватизм нашей акушерской науки очень трудно преодолеть. Работая в роддоме, я пыталась разговаривать с главным врачом. Я обсуждала с ним вопросы частого, и порой необоснованного нашего вмешательства в процессы беременности и родов, но мои аргументы в защиту ранимой психики внутриутробного плода вызывали у него лишь недоверчивую ухмылку, и больше ничего. Он мне говорил: "Сегодня у нас доказательная медицина, вот ты докажи, и тогда мы тебе поверим".

У меня появилось громадное желание помочь маленьким человечкам. Вначале мой поиск привел меня к одной интересной книжке и её автору. Сыромятников Александр Генрихович написал книгу "Введение в операционную систему исчисления имен". Такое мудрёное название. Автор - физик, математик, также изучал лингвистику. На основании исследования связи между звучанием и значением букв и слов, с помощью математического анализа, он построил аппарат "исчисления имен" для определения изначального значения слов. С помощью этой методики, на основе звуко-смыслового соответствия, оказалось, что слово «беременность» означает: "условия реализации личности". Понятно?! Это абсолютно совпадает с представлениями перинатальной психологии. Я была в восторге, когда он мне принес это заключение.

Кроме того, последние пять лет, я работала в пятнадцатом роддоме, сидя в кабинете ультразвуковой диагностики. Через меня шел колоссальный поток беременных. Все, кто поступает в дородовое отделение, должны пройти УЗИ обязательно, хоть пятнадцатый, хоть двадцать пятый раз, неважно, их всех туда отправляли. И чем глубже я погружалась в исследования перинатальной психологии, тем больше начинала смотреть на экран аппарата уже не просто так, а с определенным анализом.

Однажды я обратила внимание, что детки в утробе мамы сидят по-разному. Раньше я думала, что это просто I позиция, II позиция, передний вид, задний вид, простые банальные положения. Чаще всего встречаешь картинку, когда ребенок сидит в обычной классической позе, такой сгруппированный, как обычно на картинках и изображается. Но иногда я видела, что ребенок сидит, запрокинув голову резко назад, и даже открыв ротик. Первая ассоциация и мысль, которая приходит при этом: ребёнок кричит в истерике! Я долго смотрела и не решалась задавать вопросы маме, все думала, правильны ли мои подозрения, боясь лишний раз нанести женщине психологическую травму. Затем я стала задавать вопросы этим женщинам, и однозначно убедилась, что у таких беременных глубочайшие проблемы - психические, какие-то семейные, или чисто эмоциональные, но есть однозначно. А когда я познакомилась с книгой Аллана Пиза "Язык телодвижений", мне стало ясно, что мне удалось найти доказательство переживания эмоций внутриутробным плодом - язык тела является более древним и выражает наши эмоции гораздо точнее, чем речь.

Я принесла фотографии для иллюстрации.

На  видим шейный отдел позвоночника - головка запрокинута назад. На  - видим открытий ротик плода.

Одна беременная пришла ко мне на УЗИ и я увидела такие картинки. Я спросила:

- Танечка, что случилось?

- Ну вот, уже всё прошло, уже все нормально.

- Ну, все- таки, Танечка, расскажи.

- Да вот, муж пришел с работы выпивший, они там с мужиками на работе что-то праздновали, и мы поссорились, так я его "отходила" сковородкой, эмоции выплеснулись. Ну, вроде мы уже все забыли, помирились, все прошло.

На что я хочу обратить внимание. Три дня прошло после конфликта, взрослые уже о нём забыли, а ребенок продолжает переживать. Здесь у меня возникла мысль, что у плода время течет по другому, он живет в другом пространстве и в другом времени. Может быть еще и поэтому те начальные исследования, которые показали какую-то психическую деятельность ребенка, не нашли своего подтверждения, потому что не учитывали временной фактор, а при этом могут быть разные выводы.

Таким образом,  как день и ночь отличается от нашего современного акушерства. Повитухи на первое место ставят дух и душу человека, а в нашей академической медицине, к сожалению, на первое место ставится физическое тело.

И ещё хочу сказать, что в понедельник на этой неделе было очередное заседание в институте нравственности, есть такой интересный институт, появился в Санкт-Петербурге не так давно. И повестка дня была такова: "Возрождение нравственности". Понимаете, да? Мы потеряли нашу нравственность, я думаю, в первую очередь, в связи с тем, что мы относимся к человеку, как к неодушевлённому предмету, когда он приходит в нашу жизнь. Это самая глобальная проблема, которая привела к тому, что мы имеем на сегодня: курение с детства, рост алкоголизма и наркомании. Безпризорных детей сегодня больше, чем в гражданскую войну, и т.д. и т.п. Поэтому, несомненно, возрождение повивального дела, однозначно, будет способствовать возрождению нашей культуры.

Я, сама родилась в условиях не очень благоприятных, т.е. проще говоря, я была не очень желанным ребенком в семье. И мои роды (у меня две дочери, одна 35 лет, другая 25 лет) протекали не благополучно, я думаю, что в связи с особенностями моего рождения. Поэтому было очень много психологических проблем и у меня, и у моих детей. Но, кто ищет - тот найдет, и на сегодняшний день я считаю, что нашла возможность решать эти проблемы, потому что у меня есть замечательные, позитивные изменения в моей личной жизни и жизни моих детей. И я хочу сказать главное. Самой сильной энергией в нашей жизни является - любовь. И, в первую очередь, конечно же, любовь к своим детям. Если мы знаем и понимаем, что ребенка мы родили не очень хорошо, не так, как хотелось бы, то не надо пилить его за то что он курит, ругать его за то, что он что-то плохо делает, а надо просто любить его, любить изо всех сил. Любить чувствами, любить мыслями, любить движениями, своими действиями, как можно больше обнимать и целовать. И тогда происходят чудеса, на самом деле происходят чудеса. Любовью, и только любовью, безграничной и безусловной, мы можем исправлять те проблемы, которые на сегодняшний день окружают нас в огромном количестве.

Из зала: - Где же взять столько любви, когда жизнь такая тяжёлая?

Я тоже думала над этим. Откуда взять столько любви, когда вокруг столько горя и бед? А потом мне встретилась такая мысль в одной книжке, где написано, что всё, что нам дали родители, мы должны отдавать кому? Своим детям. Не родителям. Никто ничего не должен отдавать родителям. То, что нам дали родители, мы должны отдавать своим детям. А поскольку, мы все - дети Бога, и Он всем нам дарит свою безграничную любовь, то мы Его любовь и должны дарить своим детям и другим людям!

На круглом столе также прозвучали доклады:

На круглом столе обсуждались темы:

Статьи