Ода Родам

возрождение традиций повивального дела

Отношения с врачами

После  был один интересный момент при регистрации ребенка. В то время для получения свидетельства о рождении в ЗАГСе требовалось подтверждение, что данная женщина родила данного ребенка. Эту справку должна была выписать участковый врач, которая не присутствовала на родах — вот такая непростая задача стояла перед педиатром.

Рита на третий день после родов позвонила в поликлинику, сказала, что у нее родился ребенок, и попросила прийти педиатра засвидетельствовать рождение. Она была уверена в своей правоте, и врачей не боялась. К ней пришли не только педиатры — участковый врач и заведующая поликлиникой, — но и гинеколог. В том районе домашние роды были еще в диковинку. После ее звонка врач из детской поликлиники позвонила участковому гинекологу, у которого Рита состояла на учете по беременности, и они решили пойти к ней вместе, всей компанией.

Пришли и сказали, что должны осмотреть ее:

— Ложитесь, мы вас посмотрим.

— Ложиться я не буду, а если хотите проверить — смотрите подкладные.

Они согласились. Видят — действительно, выделения (лохии) именно такие, какие должны быть на третий день после родов. Кроме того, наличие молока в груди и послед в холодильнике — это тоже вполне достаточные доказательства того, что женщина родила.

Нужно всегда помнить: любая женщина имеет право показать врачам только то, что она сама сочтет нужным и что ей будет удобно. Она не должна позволять распоряжаться собой и делать то, что ей навязывают помимо ее воли. Все мы имеем право рожать, где хотим, и никто не должен указывать нам, что и как делать.

И еще одна очень важная вещь, о которой должны помнить все беременные женщины. Больничный лист выдается в женской консультации не за факт регулярного посещения врача, как иногда нас уверяют в консультации, а за сам факт беременности, достигшей определенного срока (30 недель). Врач обязан выписать его в любом случае, независимо от вашей «посещаемости».

В моей практике был такая ситуация. У меня рожала женщина, которая, как сейчас помню, жила на Владимирском проспекте. Она была деловой человек, и ценила свое время, и понимала, что посещение консультации — это формальность. Анна пришла туда только на том сроке, когда по закону ей были обязаны выдать больничный лист. Объяснила врачу свои права и ее обязанности. Врач, конечно, удивилась такой позиции, но возражать не стала — выписала ей больничный и они расстались.

Мы очень мало осведомлены о своих правах. Наблюдаться у врача в женской консультации — это право, а не обязанность.

Если врач внимательный, если он действительно помогает и дает дельные советы — женщина к нему и ходит с удовольствием. А если врач кричит на Вас или запугивает страшными прогнозами, и если после разговора с таким врачом у Вас давление повышается — лучше воздержаться от такого общения, поберегите свои нервы и здоровье Вашего ребенка. Ни для кого не секрет, что заплата врача зависит от количества принятых женщин, поэтому ему выгодно убеждать вас, что вы обязаны регулярно являться на осмотры.

Врачи, порой, сами не виноваты, что не уделяют должного внимания женщине, т. к. на каждую из сидящих по 2 – 3 часа в очереди в коридоре по государственной норме отводиться лишь 15 минут. За это время качественно «обслужить» женщину невозможно. А на подготовительных курсах «Подготовка женщины к родам» можно услышать: «У Вас ребенок родиться сине-зеленого цвета с аллергическими реакциями», — чтобы здорового ребенка она и не ждала. И их прогнозы сбываются. Конечно, как родиться ребенку здоровым, если в течение беременности запуганная диагнозами мама питается таблетками, за распространение которых доктор получает «зарплату». Беременные женщины страшно бояться допустить даже мысль о том, что медицина о них не заботится. А на них просто зарабатывают деньги — это медицинский бизнес, сектор рыночной экономики.

Наверняка, кому-то и требуется медицинская помощь в беременности, но это очень маленький процент женщин. Вспомните рапорт польской акушерки Станиславы Лещински, как она в Освенциме принимала здоровых детей у истощенных женщин (см. ). У наших-то женщин все-таки более благополучные условия. В подавляющем большинстве беременную не нужно «лечить», ей только следует вести здоровый образ жизни. Беременность — не болезнь.

ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) давно уже говорит о правах женщин, о том, что она имеет право сама решать, как и где ей рожать, что делать с ребенком после рождения. На самом деле у нас много прав, мы должны помнить, что не мы для медицины, а медицина для нас — так должно быть везде, а не только в отдельных платных учреждениях. К сожалению, сейчас часто получается наоборот: мы для медицины.

Как было бы хорошо, если бы руководители нашей системы здравоохранения взглянули на опыт других стран в деле домашнего родовспоможения, ведь самая большая ценность для государства — здоровье его граждан. Они бы удивились насколько в домашних родах ниже травматизм и детский, и женский. Больше всего мы теряем здоровье в момент рождения в условиях сложившейся системы родоразрешения.

Сейчас у людей много нервно-психических расстройств: депрессии, маниакальные состояния, агрессия в разном возрасте. Если разбирать эти состояния, и потянуть за ниточку, то клубок разматывается, и оказывается, что причина многих из них сокрыта в процессе рождения. Это подтверждают немецкие психологи, такие как Ранк, который занимался изучением данного вопроса. Он пришел к заключению, что в момент рождения психика человека дает «трещину», которая потом при неблагоприятных жизненных обстоятельствах расходиться, и возникают болезненные состояния.

Но вернемся к нашему рассказу. Прошли тридцать пятые домашние роды и оформление ребенка. Постепенно медицинские работники привыкали к тому, что женщины начинают рожать в домашних условиях. Постепенно психология врачей начала перестраиваться. Сейчас, заглядывая из 2008 года в 1987, я вижу, что в те годы мы начали расшатывать стереотипы. Сейчас уже и в роддомах начинают применять кое-что из нашей методики — мы предложили новый алгоритм действий, который постепенно прокладывал себе путь.

Раньше в роддоме была следующая схема действий: сначала долгое заполнение анкет, независимо от состояния женщины (бывало, что уже потуги начались, а женщине все еще задают вопросы: когда и где родилась, где прописана и т. п. — как будто в такой ситуации эти сведения чем-то ей помогут). Потом насильственное бритье тупым лезвием (неважно, что ей больно и неприятно — всех бреют). Потом мытье под душем (часто — под холодным, потому что некогда ждать, пока вода нагреется). Потом измерение давления и температуры, и, наконец — клизма.

Сейчас отношение в роддомах к женщине начинает меняться в лучшую сторону: ее не бреют, не делают клизму, если ей этого не хочется, дают ребенка покормить сразу после рождения, не перерезают сразу пуповину. Когда я бываю в родном городе Новгороде и узнаю, что в новгородских роддомах также меняется отношение к женщине, меня это очень радует

То, что мы делаем — это не новый метод, а возрождение естественных родов, человеческое отношение к женщине и ее ребенку, сочетание натурального природного подхода с достижениями современной медицины и упование на Божию помощь. (См. )

Статьи