Ода Родам

возрождение традиций повивального дела

Интервью газете «Родовая Земля»

Почему вы назвали свою книгу — "Родиться по собственному желанию"? На первый взгляд, все дети рождаются по собственному желанию. Или это не так?

Это очень хороший вопрос, с которого я начинаю любую беседу с женщиной, любую консультацию. Я задаю ей вопрос, почему она решила рожать ребенка в домашних условиях, где можно соблюсти желание ребенка родиться, как ему хочется? В роддоме, как правило, по-другому происходит. Попадая туда, женщина сразу подвергается ускорению процесса родов или замедлению его.

Когда ребенок рождается в ту минуту, в ту секунду, которую он выбрал, когда посчитал, что все к этому уже готово, то это становится отправной, стартовой точкой его жизни в нашем мире. То, как пройдет этот переход, сильно влияет на характер, психику, силу духа – те его особенности, с которыми человек будет жить. Пройдя этот путь самостоятельно, он оказывается, как бы сказать, «в своей тарелке», ему удобно в жизни, он себя находит. Находит свою профессию, свое назначение, с которым он сюда пришел, находит свою пару на земле, строит семью, рожает детей. То есть в этот момент происходит старт его личных программ жизни в этом мире.

Когда же человек не попадает в эту точку, вся жизнь у него начинается не так, как для него задумано, начинается «чужая жизнь». Например, он бывает выгнан, по-другому даже и не скажу, выгнан раньше времени. Поступила, значит надо рожать – ей вскрывают пузырь, ставят стимуляторы, и ребенка выгоняют. А она поехала в роддом с предвестниковыми схватками, ошибочно приняв их за родовые. Это большая тема для разъяснения, как их различать, в книге этому уделяется особое внимание. Основная ошибка женщины в этот период, что она, не отличив предвестниковых схваток от родовых, едет в родильный дом. А там уже с ней поступают, как хотят, и это редко совпадает с желанием ребенка (см. также ).

Часто бывает, мне об этом рассказывают, к тому времени, когда женщина добирается до роддома, схватки у нее уже утихают, и вместо того, чтобы отпустить ее домой, чтобы ребенок и родовой канал спокойно дозревали в привычных домашних условиях, ее или в дородовое отделение укладывают на всякие процедуры, или сразу вскрывают пузырь и начинают стимуляцию. Сейчас появилась новая опасность. Система страхования делится на части: дородовое обслуживание в консультации, родовое обслуживание и послеродовое обслуживание. И за все это платятся деньги по сертификатам. И когда женщина поступает с такими ложными схватками, ее не хотят отпускать по экономическим соображениям, потому что, уйдя, она может поступить в другой родильный дом. И ради зарабатывания денег ее начинают родоразрешать. Совсем недавно рассказали случай. У женщины в 34 недели начались схватки. Ее не отпускают, ее стимулируют, на стимуляцию шейка недозрелая не отвечает. Женщина, изнемогая от боли таких сильных схваток от стимуляции, просится на кесарево (см. ). Ее кесарят, и рождается маловесный ребенок, недозревший.

Или бывает наоборот. Вот поступает женщина с родовыми схватками, пятые – шестые роды, и ей ставят систему с гинипралом, и снимается родовая деятельность, и с уже несостоявшимися схватками ее укладывают на дородовое отделение, и она рожает через какое-то время, через неделю-полторы. Что здесь происходит? Ребенок решил родиться. К этому моменту у него, и у его матери, созревает необходимый набор гормонов. Ребенок как бы говорит, я готов к рождению, и мама моя тоже. Запускается процесс. И это все согласно с Высшим Духовным Началом, это все благословляется Господом. И хотя это в Церкви не называется Таинством, но я вижу, что это именно этот процесс – Таинство. И в нем самый главный момент, точка отсчета нашей жизни на земле. И воля Божия – начать с него, а тетеньки в белых халатах могут не мешать этому исполняться, а могут вмешаться и изменить естественный ход событий, замедлить или ускорить процесс.

Сейчас многие американские технологии внедряются в наше акушерство. И если врачи, выполняя методические указания по учебникам, допустим искренне желают сделать матери и ребенку как лучше, ребенку от этого не легче. Например, никогда у нас не считали срок беременности с первых дней последних месячных. В русском акушерстве такого не было. В народе месячные называли временем, когда «матка плачет кровавыми слезами о несостоявшейся беременности», – представляете как? И в этот момент назначать день зачатия – такой глупости у нас не было. А отсюда вытекает, что женщине ставят срок на две недели больше, и чтобы она «не перехаживала», стимулируют родовую деятельность раньше времени.

Женщина должна сама знать свои сроки и не поддаваться на чужие уловки. Если не знает день зачатия, то к первому дню последних месячных прибавляется две недели, и от этого дня ведется счет беременности.

Так вот, в этом названии «Родиться по собственному желанию» – квинтэссенция появления человека на свет Божий. Самое главное в начале жизни – родиться правильно, и в то время, которое назначено Всевышним. Это вопрос полноценности жизни. Когда формируется полный набор гормонов, ты сильный, зрелый, целостный, мудрый, не побоюсь этого слова. Чтобы найти себя на земле, чтобы удалась жизнь, надо с рождения распорядиться ей самому под руководством Господа Бога, а наше повивальное дело – только помочь, без лишних вмешательств.

 

Вы приняли более 700 домашних родов и в книге рассказываете о своих наблюдениях. Каковы, на ваш взгляд, основные условия успешных домашних родов? Когда и с чего, тоже на ваш взгляд, надо начинать подготовку к таким родам?

Вы правильно начали сами отвечать на свой вопрос – чтобы роды были успешными, нужна подготовка. Когда я начинала заниматься акушерством, а это был конец 60-х годов в городе Великий Новгород, мне повезло, у меня были очень хорошие учителя, практики. Я очень люблю практиков, которые любят свое дело. Когда человек любит, это ему дается от Бога. Так вот, мои учителя были врачами от Бога. Они говорили, самое главное для благополучного рождения ребенка и родов женщины, это ее подготовка. Как женщина готовиться, так она и рожает. Или есть еще более общее правило: как женщина живет, так она и рожает. А чтобы хорошо подготовиться, нужно время. Значит, чем раньше мы начинаем готовиться, тем больше у нас времени для качественной подготовки к рождению собственного ребенка.

Как готовиться – отдельный пространный вопрос, в книге по пунктам все это разбирается. Если вкратце, то на первом месте духовная подготовка, на втором – психологическая, на третьем – физическая (см. ). Ну, там еще есть моменты и из материальных ценностей, но это уже на четвертом месте. Самая простая – это физическая подготовка, которая лежала на поверхности. Еще со времен работы в родильном доме я понимала, что это необходимо. Потом, окончив факультет психологии, поняла, что физическая подготовка немного уступает психологической: создание правильной установки на рождение ребенка, отсутствие страхов, понимание своего женского назначения здесь на земле. А когда я покрестилась и пришла к Богу, поняла, что и психологическая, и физическая подготовки – это все подчиняется духовной подготовке. Тело не расслабится до тех пор, пока Вы не выгребите из своих тайных уголков души свои, прямолинейно скажем, грехи. Грехи, которые терзают Вашу душу, душа скорбит, она мучается, ей не просто, мысли постоянно о чем-то неправильно содеянном, совесть не спокойна. От этого происходят зажатия в теле. Адреналин спазмирует мышцы, родовые пути, сосуды, давление повышается... А это всего-навсего, например, обиды на ближних, скандалы с родителями, ссоры. Во всем этом надо покаяться, исповедаться, со всеми постараться примириться и попросить прощения. Польза от этого подтверждается на практике.

Не надо выставлять свою беременность на всеобщее обозрение. Это интимный процесс, и надо стараться его как можно дольше скрывать от лишних глаз.

На материальном уровне это и травки полезные, и пчелопродукты, и использование воды в качестве спазмолитика и расслабляющих ванн, средства для поднятия иммунитета, гемоглобина, подготовка тканей родовых путей и сосудов (см. ). Много всего, в интервью и не скажешь, в книге относительно подготовки к родам много полезных советов – плод тридцатилетнего опыта.

 

Родовые сертификаты... Я давно думаю о том, что справедливым было бы выдавать сумму, положенную в таких случаях, женщине-матери, успешно родившей ребёнка дома, без вмешательства официальной медицины. У вас, наверное, тоже возникали такие мысли?

Родовые сертификаты – это помощь женщине в оплате услуг медперсонала. Если женщина рожала дома и их услугами не пользовались, то и расходов на них не было. Другое дело, что у нее могло возникнуть желание поблагодарить того, кто ей помогал в домашних родах, но у нас официально такая помощь не разрешена. Рожать дома можно, а принимать роды нельзя. Зато самой женщине-матери оказывается единовременное и ежемесячное материальное пособие при рождении ребенка вне зависимости от того, где он родился. По получении свидетельства о рождении оформляется и материальная помощь за сам факт рождения ребенка.

 

В своей книге вы много рассказываете об истории повивального дела, приводите замечательный Устав повивальным бабкам. А сохранились ли в нашей стране настоящие повитухи?

Может где-нибудь за Уралом, в Сибири, но думаю, что то явление, которое раньше называлось «повитуха» вряд ли сохранилось, но как раз сейчас рождается современная повитуха, повитуха наших дней.

Какой по моему представлению должна быть повитуха? Она, конечно, должна разбираться в человеческом организме, его системах, как они функционируют, т.е. у нее должно быть образование медицинское. Но по своим убеждениям я считаю, что высшего медицинского образования для повитухи не надо иметь. Достаточно среднеспециального, высшего не надо. Там уже идет засилье в сознании правил и норм медицинских. За 6-7 лет образования в системе человек очень меняется, личность становится с чисто медицинскими установками, внушаются схемы работы с людьми, и он уже не имеет право соображать – только работать по правилам. Эти методики и правила прописаны в учебниках, и описывают среднестатистический механизм родов. А рождение ребенка – это не стандартная ситуация, она очень индивидуальна для каждой женщины, всегда разная. Поэтому индивидуальный подход всегда лучше системного, стандартного. Фельдшерско-акушерского образования вполне достаточно для того, чтобы вести беременность, разбираться в системах организма, родоразрешить женщину, уметь поправить ей здоровье, насколько позволяет ее организм, сознание, духовный образ жизни. Повитуха должна также уметь выполнять и некоторые врачебные процедуры. Сейчас, например, в роддомах акушерки не шьют промежность, если она порвется, вызывают врача-специалиста, а повитуха должна уметь это делать (см. ). Раньше, когда я училась и работала в роддоме, акушерки шили, и это входило в их обязанность.

И второе, главное, у повитухи должна быть вера – наша православная вера. То есть человек должен быть верующим, должен ощущать присутствие Бога в своей жизни, и иметь благословение от Господа на выполнение этой работы, этой деятельности. Как говорят, «специалист от Бога», т.е. Он «выписал» сюда человека, «послал в командировку», чтобы он занимался здесь именно этой деятельностью, повитушеством. И человек должен быть достоин этого поручения. Повитуха живет в постоянном духовном росте, следит за своим духовным и душевным состоянием, исповедуется, причащается, старается вести благочестивый христианский образ жизни, обращается к Богу за помощью и с благодарностью. Все мы, конечно, можем ошибаться, падать – надо подниматься и идти дальше.

Так вот, возвращаясь к профессии, повитуха обязана соображать, причем эти мысли она получает свыше, когда молится в затруднении, вопрошая, что делать в данной ситуации. И она должна «слышать», чувствовать состояние ребенка, так как младенцы ближе к Богу, они чище. Чем меньше ребенок, тем ближе к Богу. И в родах идет диалог больше не с матерью, а с ребенком – он главное действующее лицо. Это день его рождения, а не день родов матери. И повитуха работает с ребенком, она его «выманивает», как говорили в старину, для нее главное – встретить, проводить в этот мир ребенка. А женщина – выполняет свое назначение. А в акушерстве наоборот – женщина в центре, а ребенок для них даже и не ребенок, а плод, ничего не понимающий.

Повитушество надо возрождать, чтобы дети рождались по собственному желанию.

 

Что надо и можно сделать, чтобы в России возродилось повивальное дело и при этом уменьшилось количество роддомов?

Надо вести просветительскую деятельность, ведь это скрывают от нас, что женщина имеет право рожать там, где она хочет, и требовать от нашей системы здравоохранения профессиональных помощников для этого. Вот если бы женщина понимала это, и настаивала на своих правах, то у нас бы было уже общественное движение за домашние роды, или хотя бы за естественные роды. Тогда был бы у правительства повод узаконить профессиональную помощь женщине, если она хочет рожать дома. Причем можно брать модели стран, где это уже применяется, и не придумывать препятствия, что у нас нет денег, чтобы поставить под каждое окно по реанимации. В странах, где узаконены домашние роды этого и нет, да этого и не надо. Этот процесс не является заведомо патологическим, это не медицинский акт, не болезнь ¬ это социальное явление, процесс размножения людей.

А теперь это стало очень удобной лазейкой для уничтожения человеческого фактора под названием ум, интеллект, и вообще здоровья людей в масштабах страны. И это кому-то надо, на это существует заказ, чтобы население уменьшалось, и становилось слабым. Об этом все чаще пишут и говорят. Господь посылает сюда и математиков, и философов, и медиков талантливых, а тут из-за того, что ребенка травмировали стимуляцией или шею свернули в родах, они оказываются инвалидами. Приходит полководец, и оказывается в инвалидной коляске. Надо возродить свои традиции рождения богатырей. Нация сильна своими традициями. Это как дерево: подрубили корни, и дерево гибнет. Гибнет нация из-за того, что лишается своего здоровья в момент рождения.

Надо рассказывать, как не права бывает медицина, которая утверждает, что «в Вашем случае» рожать нужно только в стационаре, запугивая патологией, которую же сама и устраивает неправильным ведением беременности и родов, внедряясь в процесс химией медикаментов и стимуляторами. А потом рассказывают: «Если бы не мы, у Вас было бы все гораздо хуже». Можно ответить: «Если бы не вы, у нас всего этого бы и не было». Если не нарушать законы размножения ускорителями и замедлителями, не захламлять организм ненужными таблетками, которые продаются не для беременной, а для зарплаты доктора, тогда и не было бы патологии.

А так же, если бы медицина правдиво бы раскрывала свою статистику травматизма женского и детского, то очень многие женщины задумались бы, стоит ли туда идти, или стоит подготовиться и самой родить без вмешательства системы. Сейчас публикуются зарубежные исследования, где показано, что травматизм и смертность в домашних родах значительно меньше, чем в роддомах (см. ).

Итак, чтобы уменьшилось количество роддомов, и увеличилось качество обслуживания в них, надо рассказывать о том, что в них творится, обнародовать статистику, а чтобы возродилось повивальное дело самим российским семьям надо требовать профессиональной помощи себе в домашних родах, чтобы узаконили такую профессию.

 

В среде наших читателей, многие из них уже живут в своих Родовых поместьях, роды часто принимают мужья. Есть даже один папа, который всех своих пятерых детей принял сам. И более того, его уже приглашают принять роды на дому. Как вы к этому относитесь? Применим ли к мужчине Устав повивальным бабкам? Что главное для мужчины, мужа, решившего принять ребёнка в свои руки?

Главное – благословение Божие на эту деятельность, а оно видно, если мужчина с любовью относится к этому делу. Это должно нравиться, и он должен почувствовать, что это дело дается ему свыше. И начаться это может со своих домашних родов, со своих собственных детей. Такое вполне может быть. Но если он хочет заниматься этим не только в своей семье, но и откликаться на приглашения, то все-таки образованность в понятиях физиологии, анатомии у него должна быть. Женщина, бывает, и «рвется», и надо ее зашить, у женщины, бывает, , его надо отделить, к новорожденному, бывает, необходимо применить приемы реанимации – это все может быть (см. Возможные осложнения при домашних родах.  и ). А бывает, встречается случай и вовсе «недомашний», когда показано оперативное вмешательство в условиях стационара, и его нужно диагностировать, распознать и вовремя отправить женщину в роддом. И мужчина этот наш должен поучиться этому всему у опытных практиков, если совсем нет возможности получить знания и навыки в акушерском училище — это длительный и упорный труд.

Но что еще важно для этой профессии, надо иметь такое состояние души, чтобы Господь пришел в нее и помогал твоими руками людям. Иметь такое расположение к этому служению, чтобы Господь через тебя хотел помогать людям. Это же не повитуха принимает ребенка, это Сам Господь принимает ее руками. Недавно слышала в одной лекции, что надо стремиться быть в таком состоянии, чтобы Богу было удобно в тебе находиться. Ну это ж в любом случае надо быть прежде всего верующим, и верящим, что Господь не оставит в трудную минуту и всегда поможет тебе, если ты с Ним, если честно, совестливо выполняешь это дело, Его дело. А совесть – это связь с Богом.

Возвращаясь к названию книги, скажем, что человек становясь на повитушескую стезю, рождается для этой деятельности, реализуется по воле Божией и по собственному желанию. Родиться в этой профессии в повитуху – это тоже воля Божия, – предоставить себя для Бога принимать Его детей, которых Он посылает на эту землю, наделяя каждого своей «искрой». Так что название относится и к автору книги, и к любому, кого книга вдохновит посвятить себя повивальному делу.

Где и как проще приобрести вашу книгу "Родиться по собственному желанию.

Книгу можно приобрести и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Самое простое это заказать, чтобы ее выслали почтой. Все адреса и координаты можно узнать на 

 

Статьи